В собственности государства останутся только банки, созданные по распоряжению правительства.
03.04.2002
Основная идея этого решения очевидна. Уже неоднократно говорилось о необходимости выхода государства из капитала банков. То есть, принципиальное решение принято. Но есть большая разница в том, кто будет его реализовывать в каждом конкретном случае: централизованный федеральный орган, в функции которого прямо входит продажа "излишнего" государственного имущества, или ведомство, имеющее многолетние тесные связи с банком и считающее его в полном смысле этого слова своим. Ведь некоторые отраслевые банки возникли как финансовые департаменты министерств и ведомств.
Если государство действительно хочет выходить из капиталов банков, оно должно это делать решительно. Традиционный бюрократический метод - создание комиссий, рассмотрение судьбы каждого банка индивидуально и т.д. - результатов не даст. Работающая в течении двух лет межведомственная правительственная комиссия активно прислушивалась к лоббистским аргументам чиновников министерств и ведомств: из 38 банков, прошедших через эту комиссию, рекомендации по выводу были приняты только по семи. А ведь государство в различных формах (включая органы власти субъектов Федераций и местного самоуправления, а также через госпредприятия) участвует в капитале нескольких сотен кредитных организаций, среди которых большинство - мелкие.
В то же время полностью выйти из капитала абсолютно всех банков с госучастием было бы явной ошибкой. Государство тогда лишилось бы инструментов для проведения своей политики в финансовой сфере. Поэтому судьба пакетов акций государства в Сбербанке, Внешторгбанке, Российском банке развития, Россельхозбанке, Росэксимбанке и Всероссийском банке развития регионов будет определена дополнительно.
Зачем эти банки; нужны, государству? Во-первых - для обеспечения кредитования крупнейших заемщиков, прежде всего государственных. Во-вторых - для сохранения .высоких темпов притока сбережений населения и выполнения "социально-финансовых функций": обслуживания пенсионеров, приема обязательных .платежей , и т.п., на территории всей страны. В-третьих - для поддержки рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, госбанки привлекались н будут привлекаться для выполнения '"специальных" поручений; таких, например, как участие в урегулировании задолженности крупнейших естественных монополий.
Госбанки продолжают занимать довольно большую долю в российской банковской системе. Поскольку вряд ли даже крупнейшие частные банки в ближайшее время будут иметь возможности и желание выполнять теперешние функции госбанков, роль госбанков в перспективе ослабевать не будет. Стремление госбанков к универсализации будет позволять им иметь дальнейшие возможности для роста и успешной конкуренции с частными банками.
По материалам публикаций:
2002, 3 апреля. Ведомости.
И.Моисеев. "Правительство продаст свои банки"
2002, 3 апреля. Известия.
И.Иванов. "Премьер отобрал дочерние банки у министреств. Останутся только созданные по распоряжению правительства".
2002, 8 апреля. Ведомости.
Д.Лепетиков. "Какие банки нужны государству"