Поскольку не мы изобрели банковское дело, постольку его развитие в России всегда сопровождалось заимствованием специальных терминов, которые могут быть понятны только в рамках банковского сообщества. По мере вовлечения российских банков в международную банковскую систему процесс заимствования иностранных терминов только усиливается. А с увеличением спроса населения нашей страны на банковские услуги возникает необходимость перевода сложных профессиональных терминов на язык, понятный потребителям финансовых услуг - людям других специальностей.
Важность оптимального решения этих вопросов обусловлена тем, что за финансовыми терминами стоят определенные отношения, действия, требования и обязательства, которые должны быть четко регламентированы, т.е. иметь нормативное или законодательное оформление. В настоящее время многие из часто используемых финансовых терминов, таких, например, как дефолт или секьюритизация, такового не имеют. Проблема усугубляется и тем, что законотворческая деятельность в России должна осуществляться на русском языке, в связи с чем возникает вопрос: в какой момент времени можно констатировать, что то или иное слово достаточно «обрусело» и нуждается в регламентации?
Все эти вопросы тесно связаны с необходимостью решения неотложных практических задач. К их числу относится укрепление надежности и стабильности международной банковской системы, в которых заинтересованы и страны, и рядовые граждане, и производители (т.е. банки), и потребители финансовых услуг. Этой теме посвящен опубликованный в 2004 г. Базельским комитетом по банковскому надзору документ «International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards», получивший название «Базель-II».
Сейчас страны - члены ЕС в основном завершают процедуры внедрения его рекомендаций, России в лице Центробанка РФ это предстоит сделать в 2008-2009 гг.
Одним из важных условий успешного внедрения рекомендаций «Базеля-II» выступает их общее понимание всеми заинтересованными участниками. Вся методология измерения и определения достаточности капитала, изложенная в «Базеле-II», основана на переходе к качественно новому уровню управления рисками банковской деятельности (риск-менеджмента). В риск-менеджменте, являющемся частью профессиональной деятельности по управлению банком, используется сложная специальная терминология, что делает «Базель-II» трудным для понимания за рамками узкопрофессионального сообщества, трудным для адекватного перевода на русский язык, в силу отсутствия адекватных русских терминов порождает необходимость иностранных заимствований.
Сейчас не существует единого подхода к заимствованию иностранных терминов, поэтому нами предлагается следующий трехступенчатый подход:
- Следовать стандарту (правилу, алгоритму) - в порядке приоритетности: русская транскрипция терминов (в сложных случаях - в скобках оставлять написание на языке оригинала, если это распространенный европейский язык, а не иероглифы) или транслитерация.
- Проводить адекватную экономическую интерпретацию терминов в виде толкового словаря.
- Осуществлять законодательное или нормативное оформление (регламентацию) терминов в соответствии с их экономической сущностью.
Пока «Базель-II» не имеет официального перевода на русский язык. Большая работа в этом направлении ведется ЦБ, на сайте которого размещена первая техническая версия этого документа. В его материалах существует масса терминов, не имеющих окончательного перевода и не нашедших отражения в нормативных актах.
В этой связи предлагаем пример использования предложенного подхода к заимствованиям применительно к слову «default»:
- Устоявшийся перевод - «дефолт» (используется транскрипция).
- Экономическая интерпретация: четкость отсутствует. Под «дефолтом» понимается отказ контрагента от выполнения своих долговых обязательств.
- Процесс нормативного оформления термина «дефолт» начался и нуждается в дальнейшей конкретизации, в том числе применительно к потребности в статистике дефолтов контрагентов, без использования которой невозможно повышение качества управления кредитными рисками.
У этого подхода к работе с заимствованными иностранными терминами есть плюсы и минусы, но первые все же перевешивают.
Плюсы:
- стандартный алгоритм перевода с английского на русский язык отсутствующих в настоящее время в русском языке терминов (не надо тратить усилия на регулярное «изобретение велосипеда»);
- однозначность понимания;
- легкость обратного перевода;
- использование короткого слова, а не словесного описательного оборота, который применяется в толковом словаре.
Минусы:
-трудности понимания;
- использование «заумных» иностранных слов служит маскировкой (или оправданием) недостатков в работе специалистов, их использующих. Это важный недостаток, но его можно преодолеть, воспользовавшись услугами внешних экспертов.
Тамара ОСИПЕНКО,
Вице-президент, член Правления ОАО «ВБРР», к.э.н.
2006, 24 ноября. Экономика и жизнь