Президент ВБРР Дмитрий Титов поделился своим мнением о перспективах развития российской банковской системы
01.08.2002
Отчеты Министерства экономики, частных аналитических и консалтинговых структур, да и собственные наблюдения свидетельствуют: страна вступила в период устойчивого развития. Завершается процесс приватизации, многие отрасли экономики приступили к перевооружению. Растет спрос промышленности и торговли на ссудный капитал. Предприятия становятся все более привлекательными объектами кредитования: формируется современная отчетность, улучшаются финансовое состояние, менеджмент.
И только национальная банковская система как была, так и остается инвестиционно непривлекательной. В том числе из-за высоких транзакционных издержек, во многом связанных с установленными когда-то техническими нормами, а также огромным объемом отчетности. В итоге банки проигрывают даже ближайшим партнерам-конкурентам - страховым и инвестиционным компаниям, пенсионным фондам. И это при том, что в банковском бизнесе сложился и без того высокий уровень конкуренции, задаваемый, с одной стороны, кредитной политикой Сбербанка, Внешторгбанка и других банков первой десятки, а с другой - острейшей борьбой за каждый клиентский рубль между остальными.
Следствием такого положения стал, во-первых, ускоренный рост ссуд в балансах банков, а во-вторых, снижение до минимального уровня (а то и полного исчезновения) рисковой маржи. А значит, формирование адекватных резервов превращается в трудновыполнимую задачу. Правда, из отчетов Банка России исчезли упоминания о значительном дисбалансе между короткими пассивовами и длинными активами, но есть основания считать, что разрыв ГЭПа сохраняется, а возможно, и увеличивается.
Сегодня банковская деятельность - высокорискованное и низкорентабельное предприятие. Поэтому капиталы спокойно обтекают ее, устремляясь в нефтегазовую, пищевую и другие отрасли, предлагающие инвестору 30% в год на вложенный доллар вместо банковских двух-трех. Сохранение этих тенденций приведет к вытеснению национальной банковской системы за Урал и установлению в европейской части России подавляющего влияния европейского и американского банковского капитала (по образцу Восточной Европы).
Обсуждать подобные перспективы бессмысленно. Однако в настоящее время есть все возможности для полноценного развития и укрупнения отечественной банковской системы. Эти надежды банковское сообщество связывает как с появлением новых (а также новых старых) руководителей в Банке России, так и с рядом экономических реформ, осуществляемых Правительством России.
Речь прежде всего идет о Пенсионной реформе. По оценкам экспертов, в ближайшее время на финансовый рынок может быть выброшено около 150 млрд. руб. длинных денег. В зависимости от политики Правительства эти средства могут аккумулироваться в пяти-десяти крупнейших российских и иностранных банках, а также в госбумагах, а могут быть равномерно распределены по банковской системе. В первом случае региональные банки пенсионных денег не увидят, и нашим губернаторам стоит, вероятно, обсудить на Госсовете характер пенсионной реформы, оттолкнувшись, например, от чилийского опыта, где пенсионная реформа привела к образованию $35 млрд. длинных денег. Из них сейчас только 35% инвестировано в гособязательства, а более $5 млрд. через ипотеку вложено в жилищное строительство, $4,5 млрд. - в акции и облигации промышленных предприятий.
К этому источнику следует добавить около $1 млрд., накопленных в системе негосударственных пенсионных фондов. Но роль этих фондов (помимо основной) сводится, главным образом, к оптимизации налогообложения. Дело в том, что одновременно действуют утвержденные Правительством РФ правила инвестирования средств НПФ и особый порядок, подписываемый в Инспекции НПФ при Минтруде, согласно которому все резервы можно направлять в один актив. Им, естественно, становятся обязательства материнской компании. Достаточно привести систему в соответствие с решениями Правительства, и $1 млрд. целиком попадет на рынок. Этих денег хватит всем банкам - дело за надежностью и эффективностью.
Вторым катализатором развития для российских банков могла бы стать действенная система рефинансирования. Пока Банк России реализует это свое право в отношении только федеральных ценных бумаг и почему-то кредитных договоров - более чем сомнительное начинание, поскольку требует от Банка России организации фактически полноценной кредитной работы. Представляется, что ЦБ должен осуществлять рефинансирование только под некий стандартный, ликвидный и, желательно, биржевой инструмент.
Тут естественно напрашиваются облигации промышленных предприятий - они имеют общие родовые признаки с госбумагами. В этом случае, как и с федеральными бумагами, Банку России нет нужды самому оценивать финансовое состояние эмитента. Это - функция специального рейтингового агентства, профессиональная ответственность которого должна быть соответствующим образом застрахована. Банк России только называет уровень рейтинга, который его устраивает, и, если в этот день окно открыто, облигации можно закладывать и получать деньги.
Такой механизм даст мощный толчок развитию рынка облигаций - наиболее прозрачных и устойчивых акционерных обществ. Это заставит собственников предприятий, чьи облигации получат низкий рейтинг, повышать капитализацию, улучшать финансовое состояние и качество управления. Просматриваются в связи с этим и перспективы развития рынка кредитных деривативов, но это уже отдельная тема.
Привлекательность российской экономики растет, и в страну устремляются иностранные банки. На российской земле уже твердо обосновались те, кто занимается ритейлом, и не исключено, что они могут вытеснить Сбербанк с рынка обслуживания среднего класса. Около десятка крупных иностранных банков предоставляют российским (уже не только сырьевым) предприятиям среднесрочные недорогие кредиты - прямая конкуренция не только мелким, но и крупным отечественным банкам. Плюс - ожидаемое вступление в ВТО.
Да что там страны дальнего зарубежья. В Москве открывают дочерние банки казахские, узбекские, азербайджанские банкиры. У них там, говорят, избыток капитала:
Дмитрий ТИТОВ,
президент Всероссийского банка развития регионов2002, август. Бнковское дело в Москве