Сеть автомобильных дорог Дальнего Востока только начинает складываться.
Север и юг региона не соединены автотрассами, во многих местах, особенно в северной части, существуют только зимние дороги. Магистрали юга на некоторых участках перегружены, их состояние не позволяет пропускать необходимое количество тяжеловесного транспорта. При количестве автомобилей больше, чем в среднем по остальной России, даже такие территории, как Хабаровский край, почти вдвое уступают центральной части страны по количеству дорожного покрытия. В целом же плотность покрытия Дальнего Востока автодорогами в восемь раз меньше, чем в европейской части страны. О качестве говорить вообще не приходится; по самым оптимистичным оценкам существующих стандартов дальневосточные дороги достигнут только к 2015 - 2020 годам.
Об этом говорилось на совещании в полпредстве с участием руководителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта и связи РФ Анатолия Насонова, уточнявшего детали программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Дальнего Востока до 2025 года, которая должна стать частью общей программы "Дороги России".
Реализация программы нашего региона предусматривает увеличение протяженности дорог почти на 21 тыс. 600 км. Но денег на все проекты в бюджете нет, и, как сказал Анатолий Насонов, придется защищать каждый рубль, выделяемый Дальнему Востоку. Поэтому региональные власти должны будут более детально «просчитать» экономические эффекты от строительства и реконструкции дорог, которые пролягут по их территориям.
Между тем соседи-китайцы уже получили несколько миллиардов долларов из Азиатского банка развития (АБР) для вложения в строительство и модернизацию сети автодорог. Однако Россия пока не является акционером банка и не может рассчитывать на его ресурсы. Активно работающий в крае Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) делает все возможное для активизации инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке.
- Когда строительство федеральной трассы Чита - Хабаровск вошло в активную фазу, основные подрядчики получили лизинговые поставки современной техники на 15 млн. евро, которые профинансировал наш банк, - рассказывает президент ВБРР Дмитрий Титов. - Сегодня лизинговые проекты развиваются с удвоенной силой. Мы работаем с такими компаниями, как "Примавтодор", "Амуравтодор". Кроме того, на деньги ВБРР строится завод, который способен производить современную технику в России по немецким технологиям. Скоро отечественные машины, сделанные там, можно будет увидеть на строительстве трасс Дальнего Востока.
Необходимость использования в дорожном строительстве региона наиболее качественной и надежной техники подчеркивает и Павел Голубков - генеральный директор лизинговой компании "Медведь", поставляющей при финансовой поддержке ВБРР технику для подрядных организации, работающих на трассе Чита - Хабаровск. По его мнению, только современная техника способна улучшать качество дорожного покрытия, увеличивать его пропускную способность и срок службы, что крайне важно в тяжелых природных условиях эксплуатации, ВБРР участвует в тех проектах, где чисто коммерческим банкам работать невыгодно, - глобальных стройках общегосударственного и межрегионального значения, финансируемых на долгосрочной основе по низкой процентной ставке. Однако его ресурсов для региона недостаточно. Поэтому дальневосточники будут ждать решения правительства России о финансировании программы "Дороги России", которое должно быть принято 6 мая и может стать толчком или тормозом для развития автодорог Дальнего Востока.
Николай МИХАЙЛОВ
2004, 28 апреля. АиФ