В Хабаровске побывал руководитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта и связи РФ А. Насонов. Цель поездки - уточнение параметров программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Дальнего Востока до 2025 года.
В полпредстве, на совещании с представителями властей дальневосточных субъектов РФ, было сказано, что проекты содержания, строительства и реконструкции дальневосточных дорог войдут в единую программу "Дороги России", которую планируется рассмотреть на заседании федерального правительства 6 мая. А. Насонов подчеркнул, что приоритетными для финансирования из госбюджета будут являться объекты, использование которых даст наибольшую экономическую эффективность стране и регионам. Если, например, плановая окупаемость строительства трассы Хабаровск - Находка составляет почти девять лет, а деньги, вложенные в реконструкцию дороги Хабаровск - Владивосток, вернутся через шесть лет, то вопрос выбора приоритета решается автоматически. В связи с этим региональные власти попросили усилить доказательную базу необходимости включения в программу проходящих по их территориям дорог.
Скудость бюджета заставляет многих думать об альтернативных источниках финансирования. Однако, как рассказал присутствовавший на совещании президент Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) Дмитрий Титов, мировая практика показывает, что даже такие банки развития, как Азиатский и Европейский, финансируют подобные проекты на некоммерческой основе. Например, Азиатский банк развития дает кредиты на 20-25 лет с десятилетним льготным периодом по ставке 1-2 процента годовых. Такие условия неприемлемы для абсолютного большинства российских финансовых структур. Впрочем, по мнению президента банка, на Дальнем Востоке вполне возможно привлечение инвестиционных внебюджетных средств в дорожное строительство, связанное с перспективой освоения минерально-сырьевых ресурсов.
Кроме того, если правительство России согласится с предложением занимающейся финансовым взаимодействием со странами АТР рабочей группы национального комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству об участии страны в Азиатском банке развития, появится возможность привлечения его средств в подобные проекты на российском Дальнем Востоке. (Комитет возглавляет губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, а руководителем рабочей группы является президент ВБРР Дмитрий Титов.) Китайское правительство уже получило от Азиатского банка несколько миллиардов долларов на развитие собственной сети автодорог. Деньги от него получают также Казахстан, Узбекистан и некоторые другие страны СНГ.
Между тем сам ВБРР сегодня участвует в тех проектах, где чисто коммерческим банкам работать невыгодно, - глобальные стройки общегосударственного и межрегионального значения.
- Три года назад, во время начала активной фазы строительства автодороги Чита - Хабаровск, банк профинансировал лизинговые поставки работающим на трассе основным подрядчикам современной дорожной техники в общей сумме 15 млн. евро, - рассказывает Дмитрий Титов. - Сейчас продолжаем развиваться в этом направлении и ведем работу с такими территориальными компаниями, как "Примавтодор", "Амуравтодор". Кроме того, ВБРР профинансировал строительство в России завода, способного производить на импортном оборудовании современную технику по немецким технологиям. Надеемся, что вскоре произведенные на нем новые высококачественные отечественные машины можно будет использовать и при прокладке дорог на Дальнем Востоке страны. В соответствии с существующей программой к 2025 году протяженность автомобильных дорог на Дальнем Востоке увеличится на 21 тыс. 600 км, качество существующих автотранспортных артерий достигнет необходимых стандартов, их загруженность перестанет быть близкой к критической, усилится безопасность движения, возрастет грузопоток. Но для достижения этих целей необходимо, чтобы в регион перечислялось 7 процентов от общего финансирования дорожной отрасли РФ. Доказать необходимость выделения таких объемов будет очень непросто: рентабельность и доходность использования дорог в центральной части страны значительно выше проектных показателей трасс Дальнего Востока.
2004, 28 апреля. Тихоокеанская звезда